Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное.

Многих родителей волнует парадокс: в первом классе ребенок был чуть ли не круглым отличником, а через три-четыре года его дневник усыпан тройками и двойками. Неужели он так катастрофически поглупел? «Моему ребенку все труднее учиться, он невнимателен, не успевает все прочесть и плохо запоминает», — жалуются родители. В чем тут дело? Ответим на этот вопрос так: дети не умеют читать правильно, поэтому им неинтересен сам процесс чтения, а следовательно, и обучения.

В прошлом году российские психологи вместе с работниками издательств и детских библиотек провели исследование на животрепещущую тему: читают ли современные дети? Треть 10-14-летних ребят, участвовавших в опросе, сказали, что им «нравится читать, только не хватает времени», а каждый пятый ребенок признался, что читать не любит.

Чем раньше, тем лучше

Все дети от природы талантливы. Может быть, в том, что у многих из них не развивается интерес к чтению, виноваты родители?

Доля правды в этом есть. Ведь первыми начинают учить ребенка читать именно родители и делают это по большей части неправильно. Например, можно и не учить малышей буквам и алфавиту. Это традиционный и на сегодня уже архаичный метод чтения, в мире существуют более совершенные методы обучения. Учить чтению лучше как можно раньше, а не с 5-6 лет, как это делают родители. Известный американский педагог Глен Доман вообще считает, что с ребенком надо заниматься, начиная с трех месяцев.
— Как это с трех месяцев? Он ведь в этом возрасте еще и слова не произносит.
— Тем не менее у грудного ребенка уже развиты зрение и слух. Слова, которые произносят взрослые, отпечатываются в его мозгу в виде образов. Знаете ли Вы о том, что детскую комнату маленькой Софьи Ковалевской, где она находилась в грудном возрасте, ее родители, желающие видеть свою дочь математиком, обклеили математическими формулами и листами из трудов великих математиков? Дело в том, что детское восприятие совершенно не похоже на восприятие взрослого человека. Ребенку присуще симультанное, то есть мгновенное, обучение, своего рода «импринтинг», когда информация об окружающем мире запечатлевается в виде зрительных и слуховых образов и остается в структурах головного мозга навсегда. При этом ребенок воспринимает слова целиком, и если он видит слово, которое одновременно еще и произносится вслух, то устанавливается прочная связь между зрительным, слуховым, а также смысловым его значением. При таком обучении ребенок привыкает воспринимать слова, не деля их на буквы и слоги, то есть овладевает бесслоговым чтением, на чем основаны многие современные методы обучения.